29 июля, 2018

Норвежский лес

Роман Харуки Мураками "Норвежский лес" является одним из самых известных произведений в мире. Книга начинается с воспоминаний главного героя - Ватанабэ о юности, встречах, разлуках, учебе и о Наоко. Он идет и вспоминает ее черты лица в профиль и говорит о своих воспоминаниях: "И мне становится невыносимо грустно. Почему? Потому что она меня даже не любила." далее читателя переносят в юность Ватанабэ и время, когда он поступает в колледж, и начинается история, изменившая все. 

В колледже его заселяют вместе с другим учеником по прозвищу "Штурмовик". Он чересчур опрятен, умен, знает чего хочет добиться, движется к своей цели усердными занятиями по картографии. каждое утро он делает гимнастику, смотрит на поднимающийся флаг страны, одевается опрятно и со стороны почему-то выглядит смешно. 

 В колледже он знакомится с Кидзуки, кто в последствии станет частью его жизни. Кидзуки не много времени был знаком с Ватанабэ,  но этого хватило, чтобы сблизиться и узнать девушку - Наоко. В один из вечеров Кидзуки садится в машину, пускает бензин и закрывает все окна и двери, пока родителй не было дома. Он совершает самоубийство по непонятным никому причинам и уходит из жизни, повлияв на каждого знакомого. Главный герой осознает, что "Смерть - не противоположность жизни, а её часть". Смерть присутствует рядом с каждым в разных формах, и для Ватанабэ смерть стала воспоминаниями о Кидзуки. 

Некоторое время Ватанабэ гуляет по городу с Наоко, почти ни о чем не разговаривая. У них то зарождаются чувства, то бесследно пропадают, оба не могут подобрать настоящих и правильных слов, чтобы выразить общую симпатию. Наоко пропадает в неизвестность после ночи с Ватанабэ, но в последствии выясняется, что она отправилась в санаторий, адрес которого дает позже Ватанабэ по почте и просит приехать.  Ватанабэ в это время знакомится с Нагасавой, парнем, который является абсолютной копией и противоположностью главного героя одновременно. Нагасава заводит отношения на одну ночь,  живет одним днем, хочет поступить в МИД, но ему откровенно плевать, если он не поступит туда,  у него есть девушка Хацуми, которую он абсолютно не заслуживает. Хацуми терпит все выходки, молчит, но сама любит его и ненавидит. 

Ватанабэ приезжает в санаторий к Наоко и там знакомится с ее соседкой по комнате Иссидой Рейко. Она уже давно в санатории, который является далеко не обычным. Здесь нет определенных методик лечения и специализированных врачей, но многие люди побороли здесь свой душевный недуг. Люди здесь сами составляют себе расписание, выращивают овощи, фрукты, кормят птиц, собирают овечью шерсть, готовят, занимаются музыкой, языками. Больные и персонал иногда меняются местами, никто не чувствует дискомфорта. Наоко все еще чувствует себя неполноценным человеком и ждет своего исцеления.

По прибытию из санатория Ватанабэ знакомится с Мидори, девушкой у которой отец уехал в Уругвай, мать умерла от рака, сестра скоро выйдет замуж. сама девушка училась в женской гимназии, где были лишь высшие слои общества. Ее семья не была достаточно обеспеченной, имела книжный магазинчик и все. Мидори прониклась к Ватанабэ, его юмор, точки зрения, душевная красота привлекали ее, но Ватанабэ не понимал своих чувств, поэтому относился к ней, как к другу, не более того. 

Через некоторое время Ватанабэ узнает, что Хацуми совершила самоубийство, Нагасава поступил в МИД и уезжает, Штурмовик давно уже уехал непонятно куда, и надежда на его возвращение теряется и скоро пропадает. затем Ватанабэ узнает и о самоубийстве Наоко. Почему-то главный герой не сильно переживает потерю "любимой", а может уже не любимой? Скоро Рейко приезжает попрощаться с Ватанабэ, их встречи коротки и неуместны. Она уезжает,  как и многие оставляя главного героя в неведении. Роман заканчивается на том, что главный герой звонит Мидори и даже не может выразить или объяснить, где находится. Он потерялся в этом мире.

Книга раскрывает проблемы выбора своего будущего, стиля жизни, любви или дружбы, смерти и жизни, неполноценности души человека и молодости. Интересно, что все, кто был знаком с главным героем таинственно ушли в неизвестность. Кто-то умер, кто-то навсегда уехал, о судьбе некоторых не сказано ничего. Мидори по-моему единственная. кто остался с Ватанабэ до конца, но теперь потерялся он, а не она.

Наоко: "Однажды расслабившись - назад не вернешься."

Мидори: "Я не люблю одиночества. Просто не терплю разочарований."

Нагасава: "Человек поймет другого, когда придет соответствующее время, а не потому, что этот другой захочет, чтобы его поняли."

Автор: "Смерть человека оставляет после себя маленькие удивительные воспоминания."