Не так давно я
поняла, что созрела для этого фильма. Я слышала о нем лет с 12, но все
оттягивала день, когда посмотрю лучший фильм двадцатого века по версии
американской киноакадемии. Я решилась на этот шаг. Странно, но именно этот
фильм представлялся для меня главным и лучшим в жизни, поэтому я не хотела
испортить первое впечатление и выжидала подходящее время.
Фильм
начинается со свадьбы дочери Вито Корлеоне, атмосфера праздника медленно
накаляется в кабинете главы клана. Тут зрителя начинают вводить в курс дел мафии,
их законы и принципы, древо семьи Корлеоне и события, назревающие уже давно.
Каждые 5-10 лет кланы мафии начинают воевать из-за земель, несовершенных
сделок, бизнеса, жажды власти и других обстоятельств. Это происходит стихийно и
закономерно. Истечение срока мира и спокойствия происходит у нас на глазах, что
же за буря надвигается и стоит ли ее бояться?
В центре кинокартины
семья Корлеоне. Глава семейства - Вито Корлеоне, мафия, живущая по своим
законам и принципам: «Услуга за услугу». Вито любит свою жену и семью и ставит
приоритеты своих детей и благополучия семейства выше собственных. Вито не
родился в богатой семьи, он знает ценность денег и жизней, поэтому не
разбрасывается ими на ветер, а поступает разумно и точно. Он сам построил бизнес,
дом, вырастил детей, завел связи, друзей, знакомых, помощников и врагов.
«Великий человек велик во всем».
У Вито есть
три сына и одна дочь. Конни Корлеоне – дочь, недавно вышедшая замуж. Брак
оказался погублен после 1 месяца. Ее муж бил, издевался и мучил Конни, а она старалась
терпеть все эти пытки. Он завел любовницу, избил жену до состояния, что она не
могла говорить и двигаться, предал семью. После таких действий участь его была
решена – смерть. Конни винила своего брата Майкла за убийство мужа, но после
многих лет поняла, что он всего лишь защищал свою сестру. Майкл не заслужил
ненависти, и она простила его, как и многих в своей жизни.
Сантино Корлеоне
– старший вспыльчивый и решительный сын, будущий наследник всего достояния
семьи Корлеоне. Он хотел власти, управлять всем, стать главой семейства после
смерти отца. На время, что Вито лежал в больнице, он был главой. Дела шли хуже
некуда, ведь он решал все быстро, не обдумывая планы отхода, наименьшего
сопротивления или сохранения мира. Сонни слушал доклад, вспыхивал как спичка,
стремительно принимал решение и ждал последствий. Его любовь к сестре и к семье
была безмерной, поэтому, когда он узнал, что Конни избита собственным мужем, он
был в ярости и решил преподать урок мерзавцу. Так в очередной раз Сонни
помчался к сестре, чтобы спасти ее от тирана, без охраны, помощников и даже
оружия и по дороге был убит.
Фредо Корлеоне
– средний сын, нерешительный и очень мягкий для работы с мафиозными делами. Фредо
из-за своего характера редко допускался до дел, безусловно, он участвовал в
обсуждении, составлении планов, но ничего конкретного не делал, точнее, ему не
позволяли. Он был как игрушка, им распоряжались в безобидных целях: посылали
туда, сказать то, повеселиться там, обустроить новый дом, пообщаться с давним
знакомым. Конечно, Фредо было безумно обидно и завидно, что и сказалось на его
последующих решениях.
Майкл Корлеоне
– младший и любимый сын Вито Корлеоне, и это становится понятно с первых минут
фильма, когда глава семейства отказывается фотографироваться без Майка.
Изначально, Майкл хотел уйти из семьи. Он был героем войны, порядочным
человеком, встретившим прекрасную женщину и желающий спокойной жизни без
убийств, лжи и политических интриг. «Я не такой, как они», - говорил он Кей.
После покушения на его отца, он возвращается в жестокую реальность и вынужден
защищать семью, честь и достоинство, мстить за отца и вернуть доброе имя
семейному бизнесу. С каждым своим шагом он все больше погружается в атмосферу
мафии и вскоре становится главой семьи и начинает управлять всеми делами. Майкл
тактичен, мудр и осторожен. Свои дела он ведет предельно точно и аккуратно, с
выдержками, обдумываниями предложений, перемириями, компромиссами и договорами,
но кто перейдет ему дорогу или предаст, тому несдобровать – холодный расчет,
смерть и только. «Ничего личного. Просто бизнес».
Еще одним из
центральных героев и членов семьи Корлеоне является Том. Он приемный сын,
принятый в эту семью с радушием и любовью. Том – адвокат, он буквально знает
все о правах, защитах и суде, лучший из лучших. Он прикрывает семейный бизнес,
оправдывает киллеров и защищает все семейство. Помимо своих способностей в роли
защитника, он еще и стратег. Том всегда присутствует при обсуждении и решении
дел, составляет планы и помогает в их исполнении. Как сказала моя подруга при
дискуссии на тему этого фильма, «Том, не имея родной семьи, лучше всех осознает
ее ценность». Его преданность и любовь поражает, он стал второй рукой и Вито и
Майкла.
Меня поразило,
что даже у мафии есть свои законы, которые они чтят и не нарушают.
Неприкасаемость семьи, ни одного упоминания о делах за столом, при детях или
женах, обязательное выполнение долгов, прикрытие всех знакомых глав семейств
мафиози – их кодекс большой, цена за нарушения высока, а методы предупреждения
суровы. Но это способ выжить вне зависимости от обстоятельств и сохранить узы
дружбы или сотрудничества.
Также неравнодушным меня оставила и концовка двух фильмов. Как же несправедлива судьба к Майклу! Он ведь хотел семейного счастья, спокойствия и мирной жизни, а что приобрел? Тяжесть мафиозных дел, смерть старшего брата и первой жены, подставленных под удар из-за войны между кланами, могилы отца и матери, предательство Фредом, хрупкую сестренку Конни, гибель не родившегося сына из-за аборта второй жены, уход второй жены, брошенные дети? Только Том остался с Майком до конца, не предав и не бросив его, но теперь глава семейства не уверен уже ни в чем, слишком сильно его потрепала жизнь за последние годы. За что все это? Чем он так провинился? Неясно…