03 сентября, 2018

Крестный отец

Не так давно я поняла, что созрела для этого фильма. Я слышала о нем лет с 12, но все оттягивала день, когда посмотрю лучший фильм двадцатого века по версии американской киноакадемии. Я решилась на этот шаг. Странно, но именно этот фильм представлялся для меня главным и лучшим в жизни, поэтому я не хотела испортить первое впечатление и выжидала подходящее время.

Фильм начинается со свадьбы дочери Вито Корлеоне, атмосфера праздника медленно накаляется в кабинете главы клана. Тут зрителя начинают вводить в курс дел мафии, их законы и принципы, древо семьи Корлеоне и события, назревающие уже давно. Каждые 5-10 лет кланы мафии начинают воевать из-за земель, несовершенных сделок, бизнеса, жажды власти и других обстоятельств. Это происходит стихийно и закономерно. Истечение срока мира и спокойствия происходит у нас на глазах, что же за буря надвигается и стоит ли ее бояться?

В центре кинокартины семья Корлеоне. Глава семейства - Вито Корлеоне, мафия, живущая по своим законам и принципам: «Услуга за услугу». Вито любит свою жену и семью и ставит приоритеты своих детей и благополучия семейства выше собственных. Вито не родился в богатой семьи, он знает ценность денег и жизней, поэтому не разбрасывается ими на ветер, а поступает разумно и точно. Он сам построил бизнес, дом, вырастил детей, завел связи, друзей, знакомых, помощников и врагов. «Великий человек велик во всем».
У Вито есть три сына и одна дочь. Конни Корлеоне – дочь, недавно вышедшая замуж. Брак оказался погублен после 1 месяца. Ее муж бил, издевался и мучил Конни, а она старалась терпеть все эти пытки. Он завел любовницу, избил жену до состояния, что она не могла говорить и двигаться, предал семью. После таких действий участь его была решена – смерть. Конни винила своего брата Майкла за убийство мужа, но после многих лет поняла, что он всего лишь защищал свою сестру. Майкл не заслужил ненависти, и она простила его, как и многих в своей жизни.

Сантино Корлеоне – старший вспыльчивый и решительный сын, будущий наследник всего достояния семьи Корлеоне. Он хотел власти, управлять всем, стать главой семейства после смерти отца. На время, что Вито лежал в больнице, он был главой. Дела шли хуже некуда, ведь он решал все быстро, не обдумывая планы отхода, наименьшего сопротивления или сохранения мира. Сонни слушал доклад, вспыхивал как спичка, стремительно принимал решение и ждал последствий. Его любовь к сестре и к семье была безмерной, поэтому, когда он узнал, что Конни избита собственным мужем, он был в ярости и решил преподать урок мерзавцу. Так в очередной раз Сонни помчался к сестре, чтобы спасти ее от тирана, без охраны, помощников и даже оружия и по дороге был убит.

Фредо Корлеоне – средний сын, нерешительный и очень мягкий для работы с мафиозными делами. Фредо из-за своего характера редко допускался до дел, безусловно, он участвовал в обсуждении, составлении планов, но ничего конкретного не делал, точнее, ему не позволяли. Он был как игрушка, им распоряжались в безобидных целях: посылали туда, сказать то, повеселиться там, обустроить новый дом, пообщаться с давним знакомым. Конечно, Фредо было безумно обидно и завидно, что и сказалось на его последующих решениях.

Майкл Корлеоне – младший и любимый сын Вито Корлеоне, и это становится понятно с первых минут фильма, когда глава семейства отказывается фотографироваться без Майка. Изначально, Майкл хотел уйти из семьи. Он был героем войны, порядочным человеком, встретившим прекрасную женщину и желающий спокойной жизни без убийств, лжи и политических интриг. «Я не такой, как они», - говорил он Кей. После покушения на его отца, он возвращается в жестокую реальность и вынужден защищать семью, честь и достоинство, мстить за отца и вернуть доброе имя семейному бизнесу. С каждым своим шагом он все больше погружается в атмосферу мафии и вскоре становится главой семьи и начинает управлять всеми делами. Майкл тактичен, мудр и осторожен. Свои дела он ведет предельно точно и аккуратно, с выдержками, обдумываниями предложений, перемириями, компромиссами и договорами, но кто перейдет ему дорогу или предаст, тому несдобровать – холодный расчет, смерть и только. «Ничего личного. Просто бизнес».

Еще одним из центральных героев и членов семьи Корлеоне является Том. Он приемный сын, принятый в эту семью с радушием и любовью. Том – адвокат, он буквально знает все о правах, защитах и суде, лучший из лучших. Он прикрывает семейный бизнес, оправдывает киллеров и защищает все семейство. Помимо своих способностей в роли защитника, он еще и стратег. Том всегда присутствует при обсуждении и решении дел, составляет планы и помогает в их исполнении. Как сказала моя подруга при дискуссии на тему этого фильма, «Том, не имея родной семьи, лучше всех осознает ее ценность». Его преданность и любовь поражает, он стал второй рукой и Вито и Майкла.

Меня поразило, что даже у мафии есть свои законы, которые они чтят и не нарушают. Неприкасаемость семьи, ни одного упоминания о делах за столом, при детях или женах, обязательное выполнение долгов, прикрытие всех знакомых глав семейств мафиози – их кодекс большой, цена за нарушения высока, а методы предупреждения суровы. Но это способ выжить вне зависимости от обстоятельств и сохранить узы дружбы или сотрудничества.

Также неравнодушным меня оставила и концовка двух фильмов. Как же несправедлива судьба к Майклу! Он ведь хотел семейного счастья, спокойствия и мирной жизни, а что приобрел? Тяжесть мафиозных дел, смерть старшего брата и первой жены, подставленных под удар из-за войны между кланами, могилы отца и матери, предательство Фредом, хрупкую сестренку Конни, гибель не родившегося сына из-за аборта второй жены, уход второй жены, брошенные дети? Только Том остался с Майком до конца, не предав и не бросив его, но теперь глава семейства не уверен уже ни в чем, слишком сильно его потрепала жизнь за последние годы. За что все это? Чем он так провинился? Неясно…