14 ноября, 2020

Дороги, которые мы выбираем

 

Жизнь – это результат нашего выбора или предопределенный план судьбы?

Мы должны научиться распознавать их сами – самые  важные

перекрестки на нашем жизненном пути, ведь путевых указателей нет.

Эрнест Хемингуэй

 

Жизнь человека всегда интересовала писателей, композиторов, режиссеров, а идея объяснения закономерностей событий в жизни нашла отражение во множестве теорий и произведений. Жизнь – это результат нашего выбора, или все заранее предопределено, а события, происходящие в нами, идут в соответствии с четким планом под названием судьба? Кто ответственен за жизненный путь: человек со своими поступками и решениями или некто высший?

Рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» повествует читателю о том, как группа вооруженных разбойником ограбила «Вечерний экспресс». В ходе ограбления некоторые члены группы погибают, в результате в живых остаются Акула Додсон и Боб Тидбол, которым предстоит разделить награду и избежать погони. Скорость рассказа, созданная с помощью значительного количества глаголов, а также использование сравнений и метафор делает эпизод ограбления особенно ярким. Неожиданно, лошадь Боба ломает ногу, но на скаку остается, лошадь Акулы Додсона, Боливар. Рассматривая полученные богатства, Акула решает, что Боливар двоих не вывезет, а потому он наставляет кольт на товарища. Неожиданный поворот повествования усиливает интригу ожидания концовки для читателя. Боб упрекает его, говоря: «Мы с тобой были товарищами целых три года, Акула Додсон. Не один раз мы вместе с тобой рисковали жизнью. Я всегда был с тобою честен, думал, что ты человек». Прежде чем спустить курок, Додсон выражает глубокую печаль. Далее автор переносит читателя в кабинет компании «Додсон и Деккер», объясняя, что все до этого было сном и воспоминанием многолетней давности Додсона. Использование приема флешбека (flash back) способствует переосмыслению всего рассказа читателем. Произведение заканчивается тем, что Додсон отказывает в услуге одному из товарищей, вновь становясь жестоким, как в истории с Бобом, и произносит: «Боливару не вынести двоих».

О главной мысли рассказа судить весьма сложно, так как на фоне повествования раскрываются несколько тем: выбор или судьба; предательство или холодный расчет; изменения в характере человека и другие. Автор сперва наталкивает читателя на размышления о жизни. В эпизоде разговора Боба и Акулы второй рассказывает о своем прошлом, выборе пути преступника. «Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу» - бросает он в воздух. Боб же отвечает ему глубокой философской мыслью: «По-моему, было бы то же самое. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Эта фраза после выхода рассказа стала одной из самых известных цитат О.Генри. И правда, не важно, какой путь мы выберем, ведь все зависит от нашего характера, личных качеств, души. В минуты принятия решений мы руководствуемся своими внутренними побуждениями, именно это определяет нашу жизнь, а отнюдь не написанный заранее судьбой план. Вторым аспектом умозаключений автора становится эпизод убийства Боба. Автор наталкивает читателя на то, чтобы он принял решение: было ли это предательство или решительная целесообразность. С одной стороны, он бросил товарища в беде, хотя они оба могли спастись, он убил человека, что уже противоречит всем моральным нормам, он не испытывал сильного чувства вины, поэтому это было подлое предательство. С другой стороны, их могли настигнуть в любую минуту, лошадь и правда не могла выдержать двух человек с грузом, поэтому это был холодный расчет. Однако автор оставляет этот вопрос открытым, не выражая своей позиции, давая поле для рассуждений читателям. Третьей темой для рассуждения являются изменения в характере человека со временем. Здесь автор однозначно, используя прием лейтмотива, отмечает, что человек, однажды предавший, предаст и дважды, характер не меняется. Так, повторяется фраза: «Лицо Додсона мгновенно изменилось — теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность. Душа этого человека проглянула на минуту».

Произведение О.Генри заслуживает похвалы. Достоинствами его работы я отмечу применение флешбека (flash back), множественность идей в тексте, а также профессиональное использование лейтмотива и повтора, что, несомненно, придает тексту некую загадку и таинственность. Недостатки отметить сложно, но мне как читателю не хватило более развернутой и четко выраженной авторской позиции по каждой из затронутых тем, возможно, еще умозаключений автора о жизни, предательстве, его совета, мнения. Безусловно, характер повествования, жанр О.Генри мне понравился как и многие его произведения: «Вельд», «Последний лист», «Дары волхвов» и т.д.

В заключении хочу отметить утонченность и глубину произведения О. Генри «Дороги, которые мы выбираем», поэтому могу его настоятельно рекомендовать к прочтению своим друзьям и знакомым. Более того, считаю, что это произведение наравне с другими из творчества автора стоит включить в образовательную школьную программу старших классов для более полного ознакомления с творчеством зарубежных писателей и формирования широкого кругозора.