28 июля, 2018

Жизнь взаймы

Роман Э.М.Ремарк начинается с поездки главного героя - Клерфэ в альпийский санаторий "Монтане" к своему другу и гонщику - Хольману. Хольман находится в пансионате довольно давно после аварии на гонках, поэтому Клерфэ ездит с другим партнером-гонщиком. В пансионате Клерфэ встречается с девушкой Лилиан Дюнкерк, ей как и многим тяжко и душно находится в санатории, так как все врачи, медсестры, персонал не выпускают и говорят всем о скором выздоровлении, которое все никак не приходит, а вместо него подкрадывается смерть.

Лилиан знакома с Борисом Волковым, который тоже лечится и живет в санатории. У них есть чувства, но они сложнее, чем можно представить. Волков любит Лилиан всей душой, чрезмерно заботится о ней, но не понимает ее стремлений к свободе и старается удержать. Лилиан полагается на сильное плечо Бориса, он служит ей опорой в этом месте, чтобы не сломаться и не завянуть, но она хочет бросить все прошлое за спиной и провести пусть и не долгое, но все-таки будущее в счастье.


Клерфэ находится в санатории несколько дней и взбудораживает, оживляет Хольмана. Вести о гонках, поездка на машине, истории и новости волнуют Хольмана и направляют на выздоровление.
В последний день прибывания Клерфэ в санатории Лилиан решается уехать вместе с ним, оставив позади все, что ее тяготит. Спускаясь с гор Лилиан видит преображение природы, и преображается сама: из снегов появляются зеленые луга и распускаются цветы, а из хрупкой потерянной в новом мире девочки распускается сильная и независимая девушка.


Главные герои направляются в Париж. Там Лилиан встречается со своим дядей Гастоном и просит возврата ее денег, лежащие у него на счету. Гастон является скупым человеком, экономящим на других и на себе: при достаточных средствах он живет в грязной маленькой квартире, не ходит в свет, в ресторанах ограничивается едой, живет максимально просто и не затратно.

Лилиан покупает множество новых платьев, превращающих ее из серой мышки в привлекательную даму. Клерфэ же находится в разъездах с Лидией, своей подругой. После встречи с Лилиан главный герой не радуется Лидии, машинам, дороге, его тянет отыскать ее и встретится. Это желание столь важно, как будто он под водой, а она - баллон с кислородом. Они встречаются в Париже и на протяжении долгого времени гуляют по шикарным ресторанам, красивейшим местам, злачным кабакам, ведут счастливую и беззаботную жизнь.
Автор отмечает:"Они оба были люди без будущего. будущее Клерфэ простиралось до следующих гонок, а её - до следующего кровотечения."

Следующие события развиваются столь быстро, что ураган чувств захлестывает читателя. Лилиан и Клерфэ едут на Сицилию в Палермо на гонки, где Клерфэ получает травму плеча, он вынужден остаться в Палермо в больнице. Лилиан же, понимая свою недолговечность и скорость приближения туберкулеза, решает опробовать все и летит в Венецию. Там у нее случается кровотечение, поэтому она едет в Париж, где встречает Клерфэ.

Пара проводит много дней и ночей вместе в городе любви. Клерфэ мечтает о будущем, их с Лилиан будущем, но девушка противится браку и тихому семейному счастью, не потому что не хочет, а из-за того, что осознает всю неизбежность и невозможность этого. Так же в жизнь двоих всегда присутствует третий лишний - Борис Волков. Его не часто упоминают, он не находится на сцене, но мелкие детали или слова в ссоре приводят к яростной ревности и ненависти Клерфэ и злобе Лилиан. Силуэт Волкова висит над головами всех героев в течение романа.


Через некоторое время у Клерфэ важные гонки, а у Лилиан плохие предчувствия, но она все смахивает на болезнь. Во время гонок Клерфэ погибает, героиня долго мучается и не верит, но после смиряется с горем и утратой. Она умирает через 6 недель в окружении Волкова, встретившегося ей случайно и помогающего ей до конца.

Поражает преображение Лилиан и Клерфэ, их влияние друг на друга, переходы от понимания до непонимания характеров героев, а также влияние Бориса на их жизнь. В романе раскрываются темы любви, дружбы, жизни и смерти, пороков человечества и страхов каждого. До конца остается не понятным название романа - "Жизнь взаймы". Клерфэ говорит, что на войне он забирал форму другого мертвого, но теплого солдата. Он подарил главному герою взаймы свое тепло. Он жив, благодаря тому солдату. Лилиан упоминала, что берет у дяди деньги взаймы и живет на них. Но это ли жизнь взаймы?

Борис Волков: "Кто хочет удержать - тот теряет, а кто с улыбкой может отпустить, того стараются удержать."
Возможно, именно из-за такой фразы и философии в начале романе Борис остается одним из главных героев во всем романе.

Клерфэ:"Кто знает, что это такое?(о счастье) Может быть держаться над пропастью."

Клерфэ о Лилиан: "Она гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь - это белый олень или единорог."

Лилиан:"Я хочу узнать саму себя. Что мне другие?"
Это не высокомерие, но нотка эгоизма в душе Лилиан. Наверное, это странно, но мне фраза напомнила слова Софьи в "Горе от ума": "Что мне молва? Кто хочет, так и судит."

Лилиан:"Очутиться лицом к лицу со смертью - совсем иное, чем говорить о ней."